Мотокросс и его разновидности

Мотокросс — это один из самых зрелищных видов мотоспорта, который стал основой для развития многих современных дисциплин. Даже сейчас, когда существует множество направлений в мотоспорте, мотокросс остаётся одним из самых популярных среди зрителей и участников. Поэтому в цикле статей о современных мотоспортивных дисциплинах нельзя не упомянуть этот вид спорта.
Мотокросс — это гонки по бездорожью на специально подготовленных трассах длиной от 1,5 до 2 километров. Трассы не проходят по дорогам общего пользования и имеют естественное покрытие. На трассах есть дополнительные препятствия, такие как неровности рельефа и небольшие трамплины.
Соревнования проводятся в несколько заездов, обычно от двух до трёх. Каждый заезд длится от 20 до 40 минут, а также включает два дополнительных круга.

Участники используют специальную экипировку и кроссовые мотоциклы, которые делятся на классы в зависимости от объёма двигателя. Требования к оборудованию для каждого класса могут отличаться в зависимости от конкретного чемпионата.
Подробнее о конструкции кроссового мотоцикла можно узнать из предыдущего материала.
Первое соревнование, положившее начало мотокроссу
Первым соревнованием, которое стало началом истории мотокросса, была гонка «за лисой», состоявшаяся в 1908 году. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и наездники на лошадях.
Такой необычный для современного зрителя состав участников объясняется просто: целью заезда было показать, что мотоциклы могут соревноваться с лошадьми в скорости и проходимости. Хотя мотоциклисты в этой гонке потерпели поражение (11 из 13 участников не добрались до финиша), мотогонки по бездорожью продолжили развиваться.
Как итог – это привело к появлению первого официального международного соревнования — чемпионата Европы по мотокроссу, который состоялся в 1952 году. В 1957 году ему на смену пришёл ещё более масштабный чемпионат мира, который проводится под эгидой ФИМ и по сей день.

Кроссовые гонки в СССР , несмотря на отставание в техническом плане от западных стран, получили официальный статус уже в 1928 году, когда гонка по пересечённой местности стала частью спартакиады. Первые международные соревнования прошли в 1954 году. В них участвовали не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже через два года Центральный автомотоклуб СССР был официально признан ФИМ, что дало возможность отечественным мотоциклистам участвовать в мировых соревнованиях.
Основные соревнования
С момента своего зарождения мотокросс стал одним из самых доступных и популярных видов профессионального спорта, что привело к формированию обширной соревновательной базы как на национальном, так и на международном уровнях.
Среди ключевых международных соревнований можно выделить:
- AMA Motocross Championship — американский чемпионат, организованный Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA) в 1972 году. В нём определяются победители в трёх классах: 450, 250 и Women’s MX, который представляет собой отдельную классификацию для женщин.
- British Motocross Championship — главный чемпионат Великобритании, проводимый под эгидой Auto-Cycle Union (ACU) и при поддержке одного из ведущих производителей мотоциклетных шин Maxxis.
- Motocross des Nations — командное соревнование, впервые состоявшееся в 1947 году. В настоящее время включает три независимые гонки: оригинальный «Мотокросс наций» (класс 500), Trophée des Nations (класс 250) и Coupe des Nations (класс 125).
- Чемпионат Европы — организован в 1988 году и проводится в пяти классах: EMX250, EMX125, EMX2T (мотоциклы с двухтактными двигателями объёмом 250 см³), EMX85 и EMX65.

В большинстве крупных стран, активно участвующих в международных соревнованиях, также проводятся национальные и региональные гонки. В Российской Федерации к ним относятся:
- Чемпионат России.
- Кубок России.
- Кубок России среди женщин.
- Чемпионаты федеральных округов.
- Кубок Межрегиональной федерации мотоспорта (МФР) и другие.
Виды мотокросса
Мотокросс, за столетний период своего существования, не только сформировался в качестве классической дисциплины, но и стал базисом для создания ряда специализированных разновидностей мотокроссовых соревнований. Некоторые из этих разновидностей впоследствии были официально признаны самостоятельными видами спорта.
Суперкросс (стадион-кросс)
В отличие от традиционного мотокросса, проводимого на открытых природных трассах, суперкросс организуется на закрытых стадионах. Исторически первая гонка данного формата состоялась в 1972 году. Специфика суперкросса обусловлена уменьшенными размерами площадки, что приводит к сокращению длины трассы и численности участников.

Стандартная длина круга составляет не менее 400 метров на открытых стадионах и 300 метров на крытых аренах. Количество участников ограничено до 25 человек, что обусловлено требованиями безопасности. Время заезда варьируется в зависимости от класса участников и обычно составляет от 10 до 30 минут, включая один или два дополнительных круга.
Аренакросс
Данная дисциплина представляет собой упрощенный вариант суперкросса, проводимый на еще меньших аренах. Аренакросс преимущественно организуется в небольших населенных пунктах, где отсутствуют условия для проведения полноценных соревнований по классическому мотокроссу или суперкроссу. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены в 2006 году, однако в настоящее время они приобрели значительную популярность в США и рассматриваются как платформа для привлечения любителей к профессиональному спорту.
Мотокросс на мотоциклах с коляской
Эта дисциплина является модифицированной версией классического мотокросса, в которой участвуют команды, состоящие из двух человек: водителя и пассажира в коляске. Основная функция пассажира заключается в стабилизации мотоцикла при прохождении сложных участков трассы путем перераспределения веса. Первые упоминания о соревнованиях данного формата относятся к 1930-м годам. С 1980 года под эгидой Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) проводится чемпионат мира по мотокроссу на мотоциклах с коляской. В России официально признаны соревнования в двух классах: 500 см³ и 750 см³.

Мотокросс на квадроциклах
Соревнования проводятся на квадроциклах, соответствующих стандартам мотокросса. Данная дисциплина представляет собой адаптацию классической гонки к современным требованиям безопасности и техническим характеристикам квадроциклов.
Мотокросс на снегоходах
Зимний аналог мотокросса на квадроциклах, адаптированный для эксплуатации в условиях снежного покрова. Соревнования проводятся на специально подготовленных трассах, обеспечивающих безопасность участников.
Питбайк (мини-мотокросс)
Заезды на компактных мотоциклах, известных как питбайки, оснащенных четырехтактными двигателями объемом 50 см³. В настоящее время питбайк не включен во Всероссийский реестр видов спорта, что означает его неофициальный статус в России. Американская мотоциклетная ассоциация интегрировала мини-мотокросс в свой реестр, признавая его спортивной дисциплиной.
Мотокросс, начавшись как традиционная дисциплина, эволюционировал в комплекс взаимосвязанных видов спорта, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и правила.